На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 838 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Платов
    Всё ему докладывают, но замутил всю эту мигрантскую вакханалию именно он, гарант. А для чего ему это нужно - думай сам.Точка невозврата
  • Владимир Уфимцев
    А правда, чего вы так долго ждали? Команды "сверху" не было? А свою инициативу, оперативную, боевую - или... тоже нел...Уничтожение харьк...
  • Юлия Кахичко
    Вот с действиями на законодательном уровне как раз и не складывается. Засада полная. А у гаранта  видимо других дел п...Точка невозврата

Власти Татарстана грозят Москве, что русский язык до площадей доведет

 
 


Проект Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ, разработанный при участии Института русского языка РАН, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и др., обсудили и осудили вчера на заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ.

- Актуальность изучения русского языка и литературы не вызывает никаких сомнений… Однако в республиках и областях, где действуют национальные школы, проект вызвал немало вопросов, - начал председатель комитета Разиль Валеев.

Вопросов оказалось так много, что вначале их направил спикеру Госдумы РФ, руководителю рабочей группы по подготовке концепции Сергею Нарышкину Рустам Минниханов, затем к нему же обратился Фарид Мухаметшин, а глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов пожаловался на «отдельные положения проекта концепции» в аналитическое управление Госдумы РФ.

Народ также концептуально взволнован. Как сообщил замминистра образования и науки РТ Ильдар Мухаметов, «в республике идет широкое общественное обсуждение проекта».

Правда, единственным известным примером этого «широкого общественного обсуждения» стало проведение 27 ноября круглого стола в Госсовете РТ. А конкретное содержание обращений президента и спикера парламента Татарстана к спикеру федерального парламента по вопросам языкознания остается тайной. Ни журналистам, ни даже большинству депутатов их не показывают…

Впрочем, неофициально Разиль Валеев рассказал, что пресловутые «вопросы» (а точнее, решительные возражения), изложенные в обращениях к Сергею Нарышкину, касаются 3-го раздела концепции «Особенности преподавания русского языка как неродного». Одно его положение татарстанские власти просят изменить, а несколько – вообще вычеркнуть.

Взять, например, пассаж концепции о тех школьниках «в многонациональных регионах», у которых в семье не говорят по-русски и которые, естественно, вследствие этого усваивают язык, на котором говорят в семье, раньше, чем русский. «В этих условиях, - говорится в проекте концепции, - уровень владения русским языком к началу систематического обучения, как правило, ниже уровня владения родным языком».

Это логичное допущение, похоже, показалось в Татарстане обидным, и его предложено переписать. Ну как-нибудь в том смысле, что если любой гасконец – с детства академик, то любой татарин – с рождения билингв, одинаково безукоризненно владеющий двумя госязыками…

А вот некоторым другим положениям в Концепции преподавания русского языка и литературы вообще не место, считают власти Татарстана. В частности, норме, что «Основной госэкзамен и итоговая госаттестация предусмотрены только на русском языке, программы высшего образования также реализуются только на русском языке»… И утверждению: то, что сегодня «более 4 тысяч школ России дают образование не на русском языке», создает «предпосылки для ограничения части граждан РФ в правах на продолжение образования» в вузах и «при трудоустройстве на позиции высокого уровня квалификации»…

И уж конечно, абсолютно неприемлемым для татарстанских властей является вывод, что игнорирование проблемы недостаточного знания русского языка выпускниками национальных школ «приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой угрозой национальной безопасности». Казалось бы, страшно так, что страшнее уже и быть не может… Но оказывается, может.

- Самый страшный пункт: «Необходимо создать единую государственную систему обучения русскому языку как неродному, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и культур», - зачитал Разиль Валеев. – Это напрямую противоречит Конституции РФ, закону о языках РФ! Потому что там говорится, что любой гражданин РФ имеет право получать образование на родном языке!

Дословно это право сформулировано в Конституции РФ все же несколько иначе: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»… Но в главном г-н Валеев был, безусловно, прав: в злосчастном пункте, несмотря на реверанс в сторону «родных языков и культур», отчетливо просматривается недальний конец любимого детища официального Татарстана – национальных школ с преподаванием большинства предметов на татарском языке.

- Наши депутаты не могут с этим согласиться, - сказал Разиль Валеев.

- В принципе, тема обучения на русском языке – это не предмет этой концепции, - сделал смелое заявление замминистра Ильдар Мухаметов.- Если бы она говорила только о преподавании русского языка и литературы, этого было бы достаточно… К сожалению, разработчики настаивают сохранить в концепции обучение на русском языке. В этом вопросе нас не услышали.

- Мы, разумеется, против великого русского языка ничего не имеем, - заверил председатель комитета Госсовета, - наоборот, поддерживаем… Я вот во время круглого стола в Госсовете вышел с предложением: если такая Концепция преподавания русского языка и литературы будет приниматься, то для сохранения межнациональной стабильности в нашей республике… вернее, в Российской Федерации… необходимо принять и Концепцию преподавания национальных языков и литератур! Чтобы баланс сохранить!

То есть если первая концепция предусматривает изучение основных предметов на русском языке для всех школьников России без различия их национальной принадлежности, то вторая концепция в качестве адекватного ответа, должно быть, будет предусматривать изучение основных предметов на национальных языках для всех школьников России без различия их национальной принадлежности…

Пока корреспондент «Вечерней Казани» пыталась представить такую конструкцию в действии и при этом сохранить баланс хотя бы собственного рассудка, депутат и гендиректор телекомпании «Новый век» Ильшат Аминов предложил «называть вещи своими именами», а также «жестко выразить свою позицию, не прибегая к дипломатическим уловкам»:

- Это концепция по уничтожению национального образования в России! В ней всего два пункта, которые все объясняют. Первый – что есть четыре тысячи национальных школ, которые якобы мешают этой стране жить нормально… И вторая – что необходимо создать единую систему обучения русскому языку с обязательным изучением основных предметов на русском языке! Мы это проходили, я учился в школе, когда было два урока татарского языка, один – нулевой, а второй – вместо физкультуры… Вот так мы и учили татарский язык!

- На сегодняшний день дети уже не противятся изучению татарского языка, - доложила об успехах, достигнутых за годы, когда в школах стало по шесть уроков татарского в неделю, депутат и директор 102-й казанской гимназии Ирина Бакова. – Естественно, эту концепцию в таком виде принимать нельзя… А предполагает ли она увеличение количества часов русского языка и литературы?..

- Увеличение количества часов не предполагается, - ответил замминистра образования и науки РТ.

- Это, - оценил последствия принятия проекта концепции депутат и председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, - возвращает нас к 90-м годам, когда люди вышли на улицы тысячами! Эта толпа, безудержная толпа, – она требовала равенства!.. Видимо, авторы этой концепции абсолютно не понимают жизни регионов, плохо изучили…

Это напоминание выглядело плохо скрытой угрозой.

Депутат и президент АН РТ Мякзюм Салахов в свою очередь попытался переключить внимание коллег с улиц на по-настоящему бессмысленные проявления унификационных стремлений федеральной власти: «В советское время диссертации по татарской филологии писали на татарском – сейчас запретили! Ну как можно диссертацию по татарской грамматике писать полностью на русском?!.».

Но большого успеха такой рациональный подход к критике нацполитики Москвы в этой аудитории не имел. Замминистра культуры РТ Эльвира Камалова вернула всех к мысли о пагубности отказа от преподавания основных школьных предметов на татарском языке, объяснив, что в этом случае татарстанцы перестанут понимать творчество, например, Баки Урманче - художника и скульптора…

В общем, депутаты были уже, кажется, готовы к радикальным мерам – например, принять и отправить еще одно обращение… Но Разиль Валеев предложил подождать: может, они там, в Москве, еще как-то образумятся и прислушаются к нашим людям в рабочей группе по подготовке концепции. «Еще 8 дней есть», - подсчитал г-н Валеев время, оставшееся до сессии Госсовета РТ, когда, вероятно, и будет решаться, быть ли радикальным мерам, и если да, то каким…

via

Картина дня

наверх